Станет новый автомобиль успешным или нет, заранее предугадать довольно сложно. Но случается и так, что новинке даже не дают шанса, и тогда машина выпускается как прототип, либо и вовсе остается в чертежах. Именно о таких моделях и пойдет речь далее в нашем обзоре.
1. BMW 767iL (1987)
В конце 1980-х в BMW увидели возможность создать модель, которая в линейке заняла бы место над 7-й серией. Это должен был быть огромный автомобиль с длинным списком роскошных удобств и мощным 16-цилиндровым двигателем. Инженеры приступили к опытно-конструкторским работам в июле 1987 года.
Работая под руководством Адольфа Фишера, они добавили четыре цилиндра к серийному 5,0-литровому V12. Так получился 6,7-литровый двигатель V16, который выдавал 408 л.с. без какого-либо форсирования. Мотор стал длиннее примерно на 30 сантиметров, поэтому, чтобы вместить его под капот серийной «семерки» 750iL, пришлось убрать радиатор и заменить его двумя радиаторами меньшего размера, установленными в багажнике. Также в багажном отсеке разместили воздуховоды, из-за которых места там уже не осталось.
В BMW испытали машину и решили отказаться от серийного выпуска. Также немцы приняли решение в дальнейшем при выборе двигателя не выходить за пределы V12. Интересно ,что в то же время компания Daimler-Benz проводила аналогичные изыскания и также «забраковала» двигатель Mercedes-Benz W18.
2. Saab 9-6X (2004)
В начале 2000-х американская компания General Motors выкупила 20,4% акций Subaru. В этом партнерстве руководство GM увидело возможность заполнить «дыры» в линейке моделей подконтрольного им шведского автопроизводителя Saab.
Так, в 2004 году вышел на рынок Saab 9-2X, с точки зрения техники представляющий практически копию Subaru Impreza. Также был запланирован выпуск кроссовера 9-6X на базе Subaru B9 Tribeca, но шведы собрали лишь одну машину, которая сейчас хранится в музее. Что интересно, в Subaru изучили скандинавскийо прототип и даже переняли некоторые дизайнерские особенности.
3. BMW M3 Compact (E36) (1996)
В 1990-х годах компания BMW хотела выйти на новые сегменты рынка. Немцы даже включили спортивное подразделение M в свои планы расширения и создали экспериментальную модель на основе седанов 3 Series — M3 Compact. В BMW надеялись, что автомобиль заманит молодых покупателей в автосалоны и превратит их в фанатов марки на всю жизнь.
Первый и единственный собранный прототип получил рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью 321 л.с., но на серийные машины обещали ставить более слабые, но тоже 6-цилиндровые моторы.
4. Lancia Pangea (2005)
Последние десятилетия итальянская компания Lancia переживает непростые времена и чтобы хоть как-то зарабатывать, на итальянских заводах выпускают чужие модели под своим значком (естественно, по лицензии). Так, в 2005 году планировался выпуск небольшого кроссовера на базе Suzuki SX4. Модель предварительно назвали Pangea, но в серию она так и не пошла.
5. Jaguar C-X75 (2010)
В 2010 году компания Jaguar праздновала свое 75-летие, и в честь этого события представила футуристический концепт-кар C-X75. Машина оснащена гибридной силовой установкой (традиционный двигатель внутреннего сгорания + электромотор). Модель понравилась фанатам марки и экспертам и ей пророчили выпуск лимитированной серией в 250 экземпляров. Однако наступивший кризис нанес удар по рынку престижных автомобилей, и поэтому проект был отменен.
В 2015 году выпуск C-X75 планировали запустить вновь, на этот раз к 80-летию компании. Но машина так и не попала в серию, а всего было собрано 7 экземпляров, пять из которых использовались на съемках фильма «007: Спектр» о приключениях Джеймса Бонда.
6. Volkswagen Passat GTI (1977)
В 1977 году инженеры Volkswagen поместили 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. от Audi 80 GTE в моторный отсек Passat. На двухдверный прототип также установила более мощные тормоза на обе оси, широкие шины и спортивный обвес, который напоминал Golf GTI. Машину назвали Passat GTI и подвергли испытаниям на дорогах вокруг Вольфсбурга. Тесты показали хорошие результаты, но босс Volkswagen Тони Шмукер закрыл проект, потому что не верил, что Passat сможет превратиться в полноценный спортивный автомобиль.
7. Pontiac G8 ST (2009)
Этот пикап был должен был стать чем то вроде Chevrolet El Camino, но более комфортным и с улучшенными характеристиками. В качестве силовой установки использован 6,0-литровый V8 с мощностью 361 л.с. Руководство американской компании предполагало, что Pontiac G8 ST будет собираться на австралийском заводе Holden, а продажи ожидались около 5000 единиц в год. Однако в январе 2009 года, когда General Motors был близок к полному краху, производство модели пришлось отменить. Более того, уже в апреле 2009 года GM объявили о планах по скорой ликвидации бренда Pontiac и прекращению производства всех машин знаменитой марки.
8. Представительский седан Renault (2013)
По состоянию на 2013 год компания Renault тесно сотрудничала с Daimler-Benz в попытке разработать собственный представительский седан. В качестве основы французы планировали использовать платформу от Mercedes-Benz E-Class в кузове W212. Но работы были остановлены без видимого результата. Как заявил глава концерна Renault Карлос Таварес, «его команда не смогла найти экономическое обоснование для выпуска автомобиля».
9. Porsche 984 (1984)
В конце 1980-х годов руководство компании Porsche решило заполнить нишу между моделями 914 и Boxster. Новинка, названная Porsche 984, — это среднемоторный родстер, который должен был привлечь молодых водителей в автосалоны Porsche, а также дать бренду новый толчок в развитии.
Было построено несколько прототипов, которые оснащались 2,0-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 135 л.с. Все шло к серийному производству, когда 1987 году произошел спад американского рынка и машину решили не выпускать.
10. Morgan EvaGT (2010)
Британская компания Morgan представил прототип EvaGT в 2010 году на конкурсе Pebble Beach Concours d’Elegance. Этот четырехместный роскошный автомобиль выглядит совсем не так старомодно, чем другие модели марки. Шасси для EvaGT было позаимствовано у Aeromax Supersports, а двигатель – рядный 6-цилиндровый BMW с двойным турбонаддувом.
В Morgan начали даже собирать предоплату за автомобиль и намеревались представить первые образцы в 2012 году. Но в 2011 году было объявлено о двухлетней задержке, поскольку возникли задержки с передовой технологией изготовления кузова из магниевого сплава. Фирма пообещала представить автомобиль на Женевскому автосалону 2014 года и вскоре после этого начать поставки.
Однако уже в следующем году в Morgan официально закрыли проект. Клиенты, которые уже сделали взнос в размере 5000 фунтов стерлингов (около 7500 долларов США), могли либо запросить полный возврат средств, либо использовать эту сумму для покупки другой модели.