На пике индустриального подъема в Европе было очень неспокойно, и малейшая искра была способна разжечь пожар на весь мир. Такой искрой и стало «сараевское убийство». Первая мировая вошла в историю как самая жестокая, кровопролитная и высокотехнологичная война, во время которой впервые были массово использованы такие типы вооружения, как автоматическое стрелковое оружие, танки и бронемашины, авиация, химическое оружие, и, конечно же хозяева морей — подводные лодки. Об одной из которых сегодня и пойдет речь.
Лодка, о которой расскажем, принадлежала Кайзерлихмарине (Императорские военно-морские силы (Германии) и была спущена на воду 1 сентября 1917 года, в самый разгар Первой мировой. Подводная лодка UB-110. Славной и героической истории у самой лодки практически нет, возможно потому, что пробыть в строю она успела чуть меньше года. Однако эти фотографии, сделанные почти 100 лет назад, уникальны тем, что показывают, как эта лодка выглядела изнутри и снаружи, в какой тесноте и ужасных условиях приходилось жить ее экипажу. Эти фотографии были сделаны в сухих доках английского города Уоллсенд после того, как лодку подняли с морского дна. На дно ее отправил миноносец Ее Величества Garry. UB-110 была затоплена 18 июля 1918 года недалеко от устья английской реки Тайн в Северном море, унеся при этом жизни всех 23 членов экипажа. Считается последней потопленной немецкой подлодкой в Первой мировой. А вот те самые интерьеры лодки, в которых приходилось существовать бедным подводникам того времени. Электрощитовое помещение. То же помещение, рабочее место электрика. Торпедный аппарат. Машинное отделение. Только посмотрите, там что-то приводится в движение цепным приводом! Электрощитовая с другого ракурса. Управление лодкой осуществлялось отсюда. На фото видно рулевое колесо, глубиномер и топливный датчик. Торпедные аппараты. Торпедный отсек наоборот. Сверху виден механизм водружения торпед в торпедные аппараты. Шестой отсек, спальные места.
Кают-компания. Снова «мостик». Видны колеса поднятия перископа. «Мостик» с иного ракурса. Видны глубиномер, датчики давления, колеса погружения и всплытия. Еще «мостик». Видны краны контроля температуры воздуха и давления. «Мостик». Виден гирокомпас, механизмы рулежки, голосовые трубки связи с отсеками. Дизель. Носовая часть и торпедные аппараты снаружи. Вот на таких лодках приходилось воевать в ту войну — воистину в нечеловеческих условиях.