Во втором из пяти фильмов про магов-предшественников Гарри Поттера Джоан Роулинг продолжает исследовать новые литературные жанры — и там самым окончательно сбивает маглов с толку.
1927-й год, Нью-Йорк; из Министерства магии США, похожего на еще не построенный советский МИД, бежит страшный преступник Грин-де-Вальд (Джонни Депп) — альбинос с разноцветными глазами, даром бесконечного убеждения, страстью к черным костюмам и детальным планом порабощения человечества. Тем временем в Лондоне магу-зоозащитнику Ньюту Саламандеру (Эдди Редмейн) устраивают выволочку типичные британские функционеры и шпионы: припоминают американские гастроли и запрещают выезд за границу. И очень некстати, потому что и Ньюту, и Грин-де-Вальду нужно как можно скорее попасть в единственный в мире город, где можно отлично проводить время, ничем, по существу, не занимаясь, — Париж. Ведь где-то там в цирке магических уродцев прячется сирота Криденс (Эзра Миллер) — самый могущественный в мире волшебник, еще не выбравший сторону силы.
Запреты запретами, но в итоге во Франции окажутся все герои фильма, кроме разве что погруженного в учебный процесс молодого Дамблдора (Джуд Лоу). Начинающий мракоборец Тина Гольдштейн (Кэтрин Уотерстон) и ее отверженная сразу двумя мирами сестра Куинни (Элисон Сьюдол). Влюбленный в Куинни человек-пончик Ковальски (комик Дэн Фоглер) и влюбленная сразу в двух братьев Саламандеров волшебница Лета Лестрейндж (Зои Кравиц). А также корейская красавица-оборотень (Клаудиа Ким) и чернокожий маг (Уильям Надилам), которому есть, за что отомстить белым британцам.
Главное отличие «Фантастических тварей» от «Гарри Поттера», напомним, состоит в том, что они работают без прикрытия: никаких книг нет, Джоан Роулинг сама пишет каждую историю с нуля в качестве сценариста, и по ним видно, что писательнице немного надоел британский литературный Азкабан и теперь ей хочется поездить по миру. Фильм 2016-го года был литературным экспериментом по переселению английского романа воспитания на американскую почву: в сюжете угадывались отсылки к Драйзеру, а политическая интрига напоминала о «Всей королевской рати». Второй фильм, несмотря на хронологическую нестыковку, уже напоминает «Триумфальную арку» Ремарка — драму про людей самых разных убеждений и национальностей, запертых в Париже накануне войны. То, что затевает в Европе Грин-де-Вальд, очень похоже на Вторую мировую — хотя один из сюжетных поворотов перед финишной прямой фильма и заставит нас в этом усомниться. Вообще, про каждого из героев здесь можно сочинить отдельный текст, который наверняка уже живет в голове Роулинг. Французский роман о мщении; английский роман о сироте; американский роман о борьбе за власть; русский роман о твари дрожащей. Отверженные и собратьями, и маглами волшебники вдруг задаются тем же вопросом, что и Раскольников, а в общих чертах сюжет странным образом напоминает «Бесов». Все это, конечно, случайности, но они потому и случаются, что Роулинг затевает нечто большее, чем «Гарри Поттер», — хотя и тот уже сам по себе был произведением библейских масштабов.
У Warner Bros. при этом немного другие задачи, нежели у Роулинг: после второй части «Фантастические твари» становятся главным ответом этой кинокомпании «Звездным войнам» Disney. Эзра Миллер при определенном освещении очень похож на Адама Драйвера, а между героями обнаруживается столько родственных связей, что впору ждать обидных сравнений с «Сантой-Барбарой». Но как семейная сага «Фантастические твари» обещают куда больше, чем «Звездные войны». Во‑первых, антитоталитарное фэнтези о 20-м веке гораздо ближе к земным скорбям, чем космическая опера. Во‑вторых, в «Фантастических тварях» подобрался, пожалуй, самый сильный среди всех блокбастеров актерский ансамбль — по крайней мере, таланты звезд здесь используются бережливо и эффективно. Настоящие чудеса происходят с Джонни Деппом; невозможно насмотреться на Джуда Лоу, бьет в цель каждая шутка Дэна Фоглера; что до Эдди Редмейна, то самые сильные его сцены, как ни странно, показаны от первого лица. А в-третьих, один большой писатель Роулинг, отвечающая сразу за пять сценариев, пока что рассказывает гораздо более целостную историю, нежели авторы, посменно работающие над эпизодами «Звездных войн». Роулинг обещала, что действия пятой части «Фантастических тварей» завершатся в 1945-м году — и уже это обстоятельство делают сказочную сагу более интригующей и пугающей, чем комиксы и фантастика. А для Дэвида Йейтса последний фильм станет девятым по творчеству Роулинг — то есть к 2024-му году он посвятит тандему с ней добрую половину своей профессиональной жизни.
Пока что про их союз нельзя сказать ничего плохого. «Фантастические твари» — и ожившая книга, и самый литературный блокбастер из всех ныне выходящих; и злободневная публицистика, и вневременной эпос; и карнавал компьютерных существ, и триумф живых актеров; и притча, и сказка. Магия, одним словом.