Заброшенный цех прототипов

В 1965 году на самолетостроительном факультете Московского авиационного института (МАИ) было образовано студенческое конструкторское бюро (СКБ). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. В 1982 г. СКБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ (ОСКБЭС МАИ).

Заброшенный цех прототипов

В 1999 году указом Президента России сотрудникам МАИ и сотрудникам цеха, фотографию которого мы видим, были присуждены Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение в серийное производство семейства сверхлегких многоцелевых самолетов.

Заброшенный цех прототипов

Одним из самых успешных проектов ОСКБЭС был самолет Авиатика-МАИ-890. Начали разрабатывать этот легкий многоцелевой самолет в 1987 году. Первый полет он совершил в 1989 году. В этом же году начались его поставки и эксплуатация.

Заброшенный цех прототипов

Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 в данном цеху, 1993 г.

С 1992 года было произведено и продано более 200 самолетов Авиатика МАИ 890. А в 1999 году на самолет был получен российский сертификат.

Заброшенный цех прототипов

Несколько слов о самолете Авиатика-МАИ-890. Это легкий многоцелевой самолет, предназначенный для тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, аэросъемки и т. д. Относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane). Есть двухместная вариация – [Авиатика-МАИ-890У] и сельскохозяйственная версия – [Авиатика-МАИ-890СХ]. Последняя версия предназначена для ультрамалообъемного опыления сельскохозяйственных угодий и знаменита тем, что получила в 2002 году специальный сертификат, и на данный момент это первый и единственный сертифицированный сельскохозяйственный самолет в России.

Заброшенный цех прототипов

На базе Авиатики-МАИ-890, так же был создан [Автожир-МАИ-205]. Автожир – винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Другие названия автожира — «гироплан» (этот термин официально используется FAA), «гирокоптер» (терминология Bensen Aircraft), и «ротаплан». Первый полет МАИ-205 совершил в 2001 году.

Заброшенный цех прототипов

На данный момент проект заморожен.

Заброшенный цех прототипов

Несмотря на то, что со стороны улицы цех кажется рабочим, он полностью заброшен.

Заброшенный цех прототипов

Каждый день мимо него проходит огромное количество людей и проезжают тысячи машин, но вряд ли кто-то догадывается, что за фасадом четырехэтажного дома, обвешанного кондиционерами, стоят покрытые пылью и птичьим пометом самолеты.

Заброшенный цех прототипов

Помимо Авиатики в цеху разрабатывался и создавался еще один интересный самолет – Т-101 Грач.

Заброшенный цех прототипов

В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране возникли большие трудности в авиастроении, крупные проекты были заморожены, разработки чего-то нового прекратились. Но несмотря на все сложности, на предприятии «Рокс-Аэро»начались работы по проектированию Т-101. В 1992 году была начата разработка и уже в 1993 году в этом цеху был построен первый самолет.

Заброшенный цех прототипов

В декабре 1994 года Т-101 впервые поднялся в воздух, пилотируемый летчиком-испытателем Виктором Заболотским. Ви́ктор Васи́льевич Заболо́тский (род. 19 апреля 1946, Москва) — заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель, президент Федерации любителей авиации России. Многократный рекордсмен мира по самолетному спорту.

Заброшенный цех прототипов

При разработке Т-101 Грач учитывалось много факторов. Самолет должен был быть простым и надежным в плане конструкторских решений, дешевым в производстве, с возможностью эксплуатации с небольших грунтовых площадок. Т-101 должен был иметь функцию быстрого переоборудования, чтобы его могли применять в качестве санитарного самолета, аварийно-спасательного, патрульного, для десантирования грузов и людей.

Заброшенный цех прототипов

Летчик-испытатель Виктор Васильевич Заболотский после первого же полета сказал: «Из кабины не вылезу. Вот уйду на пенсию, и буду летать на этом самолете!» В результате двух десятков полетов Заболотского на «Граче» подтвердились все заложенные конструкторами характеристики.

Заброшенный цех прототипов

Заболотский подмечал: – Верю, «Грач» станет массовым самолетом. Особенно он пригодится для Севера и Востока, в глухих регионах, где нет дорог. Порукой тому – возможность посадки на малых площадках, отсутствие необходимости подогрева двигателя даже при сильных морозах. Аэродинамическое качество Т-101 достаточно высокое: при площади крыла на 2/5 меньшей, чем у Ан-2, скорость отрыва его на 20 км/ч меньше. Главное же достоинство «Грача» – исключительная экономичность двигателя. Стоимость керосина для [ТВД-10Б] в два раза дешевле авиационного бензина, а на Севере – в четыре раза! Ми-8, например, расходует 1000 л топлива в час, а для Т-101 этого количества хватит на 4 часа.

Заброшенный цех прототипов

Помимо описанных сверху плюсов, был еще один немаловажный. Стоимость самолета была в 2-3 раза ниже, чем на аналогичные многоцелевые транспортные самолеты.

Заброшенный цех прототипов

Но несмотря на все положительные моменты, самолету так и не удалось выйти в серию. В этом цеху было создано 50 самолето-комплектов, а вот продать их не удалось. По банальной причине: отсутствие финансов у авиакомпаний в середине 90-х годов.

Заброшенный цех прототипов

Хотя есть еще шанс, что труды сотрудников конструкторского бюро и завода не пропали зря. Т-101 стал прототипом для нового самолета Виконт V100.

Заброшенный цех прототипов

Разработчиками нового самолета стала Авиастроительная корпорация «АСА-Аэродизайн» и ОСКБЭС МАИ.

Заброшенный цех прототипов

Корпорация купила 20 сборкомплектов «Грачей» и на их основе будет производить Виконт V100. Так что не все еще потеряно.

Заброшенный цех прототипов

Но то что не выкупили, так и осталось лежать в цеху.

Заброшенный цех прототипов

Покрываясь пылью и грязью.

Заброшенный цех прототипов

Описанные выше модели самолетов, были не единственные в заводском помещении.

Заброшенный цех прототипов

Натурный макет проекта самолёта Е-1 ЗАО «САВИАТ»

Заброшенный цех прототипов

Легкий четырех-пятиместный самолет «Е-1″ предназначен для использования: в качестве личного транспортного средства («летающего автомобиля»)

Заброшенный цех прототипов

Приблизительная стоимость «летающего автомобиля» состовляет 150000 долларов.

Заброшенный цех прототипов

Т-411 «Аист»

Заброшенный цех прототипов

Разработка лёгкого многоцелевого самолёта Т-411 началась в 1994 году в фирме «Рокс-Аэро» совместно с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. За основу конструкции был взят планёр самолёта [Як-12М].

Заброшенный цех прототипов

В 1997 году было созданно два прототипа. В этом же году самолет был показан на авиасалоне МАКС-97.

Заброшенный цех прототипов

Аэродинамическая схема самолёта представляет собой однодвигательный моноплан. Конструкция самолёта состоит из каркаса, сваренного из стальных труб (сталь 4130). Обшивка выполнена из набора профилей (Д16Т).

Заброшенный цех прототипов

Т-411 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояния до 1200 км. Конструкция позволяет быстро переоборудовать его в санитарный, патрульный, аэротакси. Самолёт отличается простотой пилотирования, не требователен к средствам наземного обслуживания.

Заброшенный цех прототипов

Заброшенный цех прототипов

Продолжим гулять по цеху. Далее фотографии с небольшими комментариями.

Заброшенный цех прототипов

Очень много стеллажей с деталями. Ощущение, что всех выгнали в один момент и никого больше не пускали обратно.

Заброшенный цех прототипов

Заброшенный цех прототипов

Оборудование по виду еще в работоспособном состоянии. Цех пока не начали еще разрезать на металлолом.

Заброшенный цех прототипов

Заброшенный цех прототипов

Заброшенный цех прототипов

Очень и очень часто встречаю в цехах подборки вырезанных из газет девиц, с практически полным отсутствием одежды. Сразу видно, мужики работали.

Заброшенный цех прототипов

В уголке нашлись стапели с кабинами для истребителей.

Заброшенный цех прототипов

Заброшенный цех прототипов

Общий вид на один из двух залов данного цеха.

Заброшенный цех прототипов

В целом жалко загубленное производство такого масштаба, но хорошо, что разработки этого цеха нашли свое продолжения на других площадках.

Заброшенный цех прототипов

источник

Добавить комментарий