Период обучения в школе является одним из главных этапов в развитии личности, его поведения в обществе и организации собственной жизни. И дело не только в социализации и получении академических знаний — мы за школьной партой получаем ещё и привычки. Причём многие из них оказываются настолько полезными, что не теряют свою актуальность и во взрослой жизни.
1. Составление расписания или списка дел
Один из самых простых и полезных советов, который может дать любой специалист по тайм-менеджменту — это завести ежедневник или планер, чтобы расписывать там список дел на каждый день. А ведь эту привычку мы нарабатываем ещё с самого детства, когда заполняем школьный дневник. По сути, он и есть нашим первым ежедневником, только он работает чуть наперёд — там мы отмечаем как бы дедлайны дел в виде домашних заданий, которые нужно сделать на конкретный день. Однако смысл всё равно остаётся тем же, и в будущем эту привычку обязательно стоит сохранить.
2. Поднятие руки для привлечения внимания
С первых дней первоклассников учат тому, что для привлечения внимания учителя по какому-либо вопросу — будь то желание выполнить задание или попроситься выйти — им нужно поднять руку. Но с годами эта традиция никуда не девается: например, этот же приём используется студентами в университетах. А в дальнейшем мы уже привлекаем к себе внимание поднятием руки официантов в ресторане или конкретного человека в толпе — да, с возрастом ситуаций, когда этот жест актуален, становится меньше, однако он не исчезает из нашего обихода совсем.
3. Написание записок
Вряд ли найдётся такой школьник, который хотя бы раз не получил записку на самую разную тему. Но и во взрослой жизни мы продолжаем их отправлять и получать. Например, влюблённая парочка пишет милые записки друг другу, или члены семьи могут оставлять какую-то заметку, прикрепив стикер с текстом к двери холодильника на магнит. А ведь есть ещё и огромное количество виртуальных бесед в мессенджерах и чатах, где мы отсылаем те же самые записки, только в электронном формате.
4. Канцтовары на рабочем столе
Среди полезных навыков, полученных в школе, можно выделить привычку вести конспекты. Во-первых, там мы выделяем самую нужную информацию из числа остального материала. А во-вторых, мы активно пользуемся различными канцтоварами — от блокнотов до разноцветных маркеров-текстовыделителей. Но эта привычка остаётся с нами и в дальнейшем: трудно найти такой рабочий стол взрослого человека, где не найдётся стакан с ручками и карандашами, а ещё клейких стикеров — и даже возможность использовать смартфон для ведения заметок у большинства любовь к канцтоварам не убивает.
5. Чтение с выделением важного из текста
Каждый текст, который проходят на уроках литературы в школе, предполагает его глубокий анализ с выделением важного и нужного. Поэтому частенько мы использовали во время чтения произведений классиков что-нибудь, чтобы выбрать, а затем быстро отыскать в тексте нужную характеристику или мысль автора. Такую тактику многие используют и сегодня, причём не только по отношению к традиционным бумажным страницам — даже в электронных книгах есть функция выделения текста на манер маркера.
Совет от novate.ru: если вы выделяете текст в бумажной книге, стоит вспомнить наставление школьного библиотекаря — лучше использовать простой карандаш, который легко стирается без следа при необходимости.
6. Рисунки на полях
Пожалуй, нет такого человека, у которого на полях хотя бы одной школьной тетрадки не было нарисовано замысловатого узора или забавного рисунка — всё мы отвлекались на мысли во время урока. И если школа могла давно остаться в прошлом, то вот привычка рефлексировать в сопровождении создания бездумного рисунка на бумаге, остаётся, наверное, на всю жизнь. Чаще всего взрослые что-то рисуют на полях во время разговора по телефону или когда пытаются сосредоточиться.
7. Перерыв в работе
Не только законный обеденный перерыв можно использовать в качестве перерыва в работе, к которому мы так привыкли. Например, с утра многие устраивают кофе-брейк или просто встают из-за стола и хотя бы на пару минут вырываются из душного офиса, чтобы пройтись и ненадолго отвлечься. Но мало кто задумывается, что эту привычку мы получаем во время школьных будней — в виде желанной всеми учениками переменки, во время которой можно было ненадолго вырваться из парты и общаться с друзьями, либо просто носиться по коридорам.
8. Извинение за опоздание
Школа, как один из главных институтов социализации человека, учит нас не только академическим знаниям, но и навыкам общения. Поэтому мы получаем навык вежливого разговора, а ещё извинения при необходимости. И, пожалуй, чаще всего мы извиняемся перед учителем, если не сумели прийти вовремя. Со временем ответственность перед другими зачастую растёт, а навык тайм-менеджмента улучшается, так что опаздываем мы меньше. Вот только иногда обстоятельства складываются так, что порой мы всё-таки не приходим вовремя — но по-прежнему приносим извинения, прямо как в школе.