История судостроения полнится оригинальными концептами кораблей. Причём среди них найдутся и такие, которые могут показаться настолько нетривиальными, чтобы их посчитали, мягко говоря, нелогичными. Именно так на первых порах можно отнестись к концепции белян — огромных деревянных суден, которые бороздили просторы Волги и Камы всего несколько столетий назад. А всё потому, что эти корабли были…одноразовыми. Однако в действительности их как раз и создавали для одного-единственного путешествия.
Беляна представляла собой плоскодонное грузовое судно, которое отличалось просто громадными по тем временам размерами. Столь броское название эти корабли получили не просто так: дело в том, что их собирали из тех брёвен, брусьев и досок, которые не покрывались предварительно смолой и даже не окрашивались. Вот поэтому и именовали их так — беляны, согласно сохранившемуся светлому цвету древесины.
Историю этих нетривиальных кораблей исследователи ведут с XVI столетия — именно тогда умельцы на отечественных просторах, которые буквально мучались с проблемой контролируемого сплава срубленного леса вниз по течению рек, придумали использовать не небольшие по размерам плоты, а сразу собрать из древесины огромную барку. В этом случае сотни тонн груза точно доберутся до получателя в любой город, стоящий на этой реке, после чего барку останется только разобрать, а всю древесину — благополучно пустить в работу.
Задумка оказалась настолько удачной, что беляны буквально заполнили течения Волги и Камы, причём на ближайшие триста лет. Это и неудивительно, ведь, по информации редакции Novate.ru, Российское государство на тот момент являлось крупнейшим мировым производителем и экспортёром древесины, а тут такой отличный способ поддерживать отечественную системообразующую отрасль.
Древесину для сплава заготавливали тысячи лесорубов на протяжении зимних месяцев. А как только подходило время судоходного сезона, лес требовалось собрать и пустить на строительство беляны. Известно, что для создания барки среднего размера требовалось 240 сосновых и 200 еловых брёвен, причём из каждого типа дерева строили свою часть судна: сосну в основном применяли для строительства бортов, а ель оставляли для днища. И лишь в XIX столеии процесс сооружения этих кораблей начал предусматривать использование гвоздей.
Стоит отметить, что конструкция беляны не была примитивной, как это может показаться. Так, например, внутри нескольких слоёв из множества брёвен предусматривалось размещение технических проходов, которые позволяли бы ремонтировать судно в пути при необходимости. Строились также каюты на корме и штурманский мостик, а в некоторых случаях беляны и вовсе оснащались гребцами и парусами — для обеспечения необходимого уровня маневрирования. Впрочем, зачастую эти суда просто двигались вниз по течению.
Сохранились сведения и о габаритах таких суден: так, по данным редакции Novate.ru, самые большие достигали в длину 120 метров, в ширину — 25 метров, а вместимость барки составляла почти 13 тысяч тонн дерева. Чтобы обслуживать монструозный плавающий объект, задействовали до ста человек экипажа, если корабли были помельче, хватало 15-35 человек. Кроме того, частенько на белянах оказывались также пассажиры и попутные грузы. И казалось бы, что могло помешать существованию столь грандиозного и красивого для своего времени концепта? Но время не щадит никого — как только получили распространение железные дороги и теплоходы, количество производимых дров кардинально упало, и беляны тоже стали не нужны.