Линия Мажино была одним из самых известных оборонительных комплексов Второй мировой. Поражают меня Французы. Они смогли заранее предугадать необходимость сложного строительства целой линии бункеров, но при этом же умудрились проворонить немцев, которые обошли всю эту прекрасную систему защиты. Это всё о величайшем военном проекте XX века — Линии Мажино. 20-е годы XX века, Франция принимает решение строить на восточной границе рядом с Германией оборонительную линию укреплений. В 26-м году созывается военная комиссия, которая должна была подготовить план строительства. Ответственным за строительство назначают Андрэ Мажино — военного министра, в честь которого в будущем и назвали Линию.
Начинаем осмотр с дренажной системы: Эта линия Мажино была построена в 1934—1935 годах. Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией Когда читаешь всю эту историю, сразу возникает закономерный вопрос… 20-е годы, Германия. Зачем строить линию обороны и что-то выдумывать для защиты от разбитой в пух и прах страны. По ценам тех лет, на Линию Мажино было спущено 1 млрд долларов. Это почти половина военного бюджета страны. А к 40-м годам на достройку этого сооружения потратили еще вдвое больше. По уверению Франции, Линию Мажино начали строить для защиты от нападения Германии. Как раз там, на восточной границе страны, были расположены основные промышленные мощности. Франция хотела впустить Германию в Бельгию и там встретить «со всеми почестями», согласно военному плану. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции и т.д. Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землёй находились склады боеприпасов и снаряжения, снабжённые лифтами. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км. Линию Мажино достроили как раз впритык к началу Второй мировой. Удивительно! Интуиция? Удача? Хитрый план и просчет, а может секретная информация? Кто его знает, прошлое туманно. С другой стороны, после Первой мировой войны, «все» начали строить укрепрайоны, а Франция — лишь одна из многих соседей Германии, которая не отставала «ото всех». Линии Маннергейма, Линии Зигфрида, Линия Сталина… Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут, и вместо этого начали планировать длительную войну. Что же у нас было? В линию вошло 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. 5600 долговременных огневых точек с толщиной стен до 4 метров фортификационного бетона, соединенных единой системой подземных железных дорог. Электростанции, склады, госпитали, центры связи, и все глубиной до 50 метров. ДОТы с артиллерийскими бронеколпаками. поднимающиеся для выстрела и мгновенно опускающиеся, неуязвимые для вражеской ответочки. В том месте, что мы посетили, есть 3 пехотных блока с казармами, складами под боеприпасы и комнатами коммунальных услуг. Было рассчитано всё на 1.5 сотни человек. Увы, это чудо фортификации не помогло Франции. В 40-м году Германия обошла Линию Мажино через Арденны. Бельгия приняла нейтралитет и все планы Франции полетели в трубу. Позже, Германия прорвала и Линию Мажино, на тот момент уже был взят Париж.